Втр22082017

Back Без политики Без политики Фоторепортаж Граффити – вандализм, реклама и искусство

Граффити – вандализм, реклама и искусство

Граффити

Слово «граффити» происходит от итальянского глагола graffiare («царапать»). Этим термином обозначаются любые «неофициальные» изображения, нанесенные на различные поверхности, от незатейливых надписей на заборах до настоящих шедевров. В наше время граффити рассматривают как одно из направлений искусства. Тем не менее, у него есть свои противники. Метки истории

Первым обнаруженным граффити более 30 тысяч лет. Речь идет о наскальных рисунках, которые наносились на поверхность костями животных и естественными пигментами. Еще кроманьонцы в меру своих талантов пытались запечатлевать на стенах пещер сцены из повседневной жизни. К примеру, убитого охотниками оленя и пиршество с соплеменниками…

Древняя настенная графика активно практиковалась в странах Древнего Востока, Греции и Рима. Ею были испещрены римский Колизей и многие храмы. В Помпеях были обнаружены рисунки, изображавшие извержение Везувия. Также встречались проклятия по-латыни, магические заклинания, признания в любви, символы алфавита, политические лозунги и цитаты из литературных произведений.

В Новгороде сохранилось 10 изображений граффити, относящихся к XI веку. На стенах Софийского собора в Киеве после удаления штукатурки было найдено около 300 текстовых и рисуночных надписей XI-XV веков, оставленных в старину посетителями. В основном это молитвенные обращения к Богу и святым или заклинания, но попадаются и шуточные надписи. Так, одна из нацарапанных фраз гласит примерно следующее: «Пропил плащ, когда был тут…»

На стенах египетских пирамид были найдены граффити, оставленные отнюдь не строителями великих сооружений, а… солдатами Наполеона, решившими увековечить свое присутствие рядом с этими древними стенами. На одной из колонн храма Посейдона на мысе Сунион в греческой Аттике сохранился «автограф», оставленный знаменитым поэтом Джорджем Байроном. В Берлине можно увидеть ряд граффити, оставленных советскими солдатами в 1945 году на стенах Рейхстага.

От тегов до рекламы

Современная эпоха граффити, по мнению экспертов, отсчитывает свое начало с 20-х годов прошлого столетия, когда вошел в обиход обычай помечать рисунками и надписями курсирующие по США товарные вагоны. Многие граффити были связаны с распространением политических идей. Также с их помощью «метили» свою территорию различные неформальные группировки. Широко использовали граффити фанаты музыкальных исполнителей и групп.

В конце 1960-х годов обрели популярность подписи, так называемые теги. Авторами их были нью-йоркские райтеры Lord, Cornbread, Cool Earl и Topcat 126. Именно эти слова-прозвища они оставляли повсюду… Благодаря им граффити впервые стали считать культурным явлением. «Творчеству» известного райтера по прозвищу TAKI 183 в 1971 году даже посвятили целую статью в «Нью-Йорк таймс». Под тегом TAKI 183 скрывался подросток по имени Деметриус. TAKI являлось сокращенным от «Деметраки», а под 183-м номером значилась улица, на которой жил райтер. Она находилась в районе Вашингтон-Хайтс на Манхэттене. Таки подрабатывал курьером и разъезжал по всему городу, повсюду оставляя свои «следы»… Вскоре у него появилось множество последователей. Райтеры чаще всего оставляли теги не на улицах, где их могла поймать полиция, а в метро или железнодорожных депо, где риска было меньше. Они проводили между собой негласные соревнования – кто «отметится» максимальное количество раз.

В 1972 году Хуго Мартинес создал организацию United Graffiti Artists («Объединение граффити-художников»). Ее участники стремились к тому, чтобы заинтересовать своим искусством широкую публику. Например, они рисовали популярные образы героев из мультфильмов. Команда The Fabulous Five («Невероятная пятерка») искусно расписывала вагоны.

Однако в 1980-е годы в большинстве городов начались активные кампании по борьбе с вандализмом. По мнению властей, граффити подпадали именно под эту категорию. Рисунки и теги счищали со стен, закрашивали, разрисованные вагоны отправляли на металлолом…

В начале 2000-х граффити во многом удалось легализовать. В 2001 году корпорация IBM использовала в своей рекламной кампании граффитистов, аэрозольной краской рисующих на тротуарах Чикаго и Сан-Франциско изображения символа мира, сердца и пингвина (последний является талисманом Linux). Это означало: «Мир, любовь и Linux». Тем не менее, акция не была согласована с властями, и IBM пришлось выплатить штраф в 120 тысяч долларов.

Некоторым граффитистам удалось сделать самую настоящую карьеру. Например, французская группировка 123Klan, основанная в 1989 году уличными художниками Scien и Klor, со временем занялась разработкой дизайна и логотипов для компаний Nike, Adidas, Lamborghini, Coca Cola, Sony и других.

Уборщики и критики

Отношение к феномену граффити всегда было неоднозначным. С одной стороны, даже искусствоведы признают, что это явление обладает художественной ценностью. С другой – периодически вспыхивают кампании по борьбе с уличным искусством. Так, в 1992 году во Франции команда местных скаутов завоевала Шнобелевскую премию по археологии за то, что, борясь с «незаконными граффити», повредила два доисторических наскальных рисунка, оставленных в пещере неподалеку от деревни Брюникель.

Еще в 1984 году в Филадельфии была создана Организация под названием Philadelphia Anti-Graffiti Network, в задачи которой входила борьба с граффити, носящими криминальный характер. Однако в рамках ее действовала «Программа по настенной живописи» (Mural Arts Program), предусматривавшая в местах, обычно популярных у уличных художников, создание больших сложных настенных рисунков, которые охранялись городскими властями и за порчу которых налагались штрафы. В других городах были выделены специальные зоны, где граффитистам разрешено рисовать. Обычно это парковки и подземные туннели. Например, на территории Университета Сиднея существует «Туннель граффити». Там разрешается не только рисовать, но и вывешивать рекламные объявления и плакаты, а также любым способом выражать себя…

Недавно английские газеты подняли шум из-за того, что какие-то вандалы закрасили одно из произведений граффера. На рисунке была сцена из фильма Тарантино, где герои вместо пистолетов держат бананы. Рисунок сохранялся на стене лондонской электроподстанции в течение пяти лет и был оценен знатоками в несколько сот тысяч долларов. Вандалы-дворники оправдывались даже в печати: «В наших командах по уничтожению граффити трудятся профессиональные уборщики, а не художественные критики».

Граффити онлайн

В этом году компания Google запустила проект Street Art, являющийся частью проекта Google Art, позволяющего в режиме онлайн посещать самые известные музеи мира. В новую онлайн-галерею вошло более пяти тысяч образцов уличного искусства, собранных со всего мира парижским Институтом культуры Google.

Среди прочих в коллекции Street Art есть фотографии знаменитой девятиэтажной башни Tour Paris 13 в Париже, на стенах которой оставлены сотни граффити, а также нью-йоркского 5 Pointz, которое называют «Меккой граффити». На его стенах оставили образцы своего творчества уличные художники со всего мира. Увы, в реале эти изображения увидеть уже нельзя, так как в настоящее время 5 Pointz готовят к сносу.

В проекте используется технология Street View, которая позволяет в трехмерном формате просматривать панорамы улиц с высоты около 2,5 метра.

«Уличное искусство носит временный характер и может быть в любой момент уничтожено и потеряно навсегда, − сказано в официальном блоге Google. − Но еще до того, как краска исчезнет со стен, технология может помочь сохранить граффити, чтобы люди могли увидеть его в любое время».

Источник

Новости Мариуполь | сайт Мариуполя | погода в Мариуполе | объявления Мариуполь | афиша Мариуполь | Новости Мариуполя | Все новости Мариуполя | Объявления Мариуполь | Объявления Мариуполя